Как изменить деструктивное поведение собаки

Деструктивное поведение собак

Деструктивное поведение собак

Деструктивное поведение бывает непосредственно связано со страхом одиночества и патологическими страхами. Кроме того, такая форма поведения проявляется у молодых собак, которые грызут различные предметы. Особенно это известно тем, кто недавно завел щенка и столкнулся с обычной для этого возраста собак проблемой: малыш тащит в рот все, что плохо лежит.

Обычную для молодых собак форму поведения — разгрызание небольших предметов (например, носков, ботинок) можно устранить при помощи следующих мер:
— если собака находится без присмотра, ее следует оставлять в отдельной комнате, специально «приспособленной для щенков», в отгороженном углу комнаты или большом ящике, где щенок имеет доступ только к определенным предметам.
— собака должна постоянно иметь в своем распоряжении только игрушки из искусственных материалов или сыромятной кожи (специальные кости). Не следует давать собаке старые ботинки в надежде, что она в этом случае не будет грызть новую обувь. Это лишь усилит стремление собаки бросаться на любую обувь и уничтожать ее. Возможно, собака будет даже специально рыскать по дому в поисках новой обуви.
— необходимо поощрять собаку в том случае, если она грызет специально определенные для этого предметы. Хозяину следует постоянно предлагать собаке такие предметы или пытаться отнять их у нее.
— в определенных условиях целесообразно отвлекать внимание собаки (например, при помощи определенных звуков) и направлять его на определенную игрушку (например, бросив собаке этот предмет). Однако этот способ эффективен только в том случае, если внимание собаки будет отвлечено до того, как она начнет грызть запрещенный предмет. Если хозяин отвлечет внимание собаки слишком поздно, это может послужить поощрением такого поведения и тем самым лишь усугубит проблему.
— если собака грызет не свои игрушки, а другие предметы, и ее поймали на месте преступления, ее необходимо наказать (например, отругать, испугать). Наибольшую эффективность такое наказание будет иметь в том случае, если его применить именно в тот момент, когда собака берет определенный предмет в пасть. Наказание, последовавшее позднее, чем через несколько секунд после того, как собака прекратила грызть предмет, совершенно неэффективно.
— если собака постоянно грызет запретные предметы, их можно оградить определенными «ловушками». Для этого можно, например, подвесить на определенной высоте несколько пустых консервных банок и привязать их таким образом, чтобы они падали на пол и пугали собаку, как только та попытается схватить предмет (Б. Л. Харт и Л. А. Харт, 1985) или посыпать предмет специями (перцем), чтобы создать для собаки неприятные вкусовые ощущения.
Эти примеры характеризуют предлагаемый Б. Л. Хартом и Л. А. Хартом (1985) метод анонимного наказания (в отличие от интерактивного наказания, например, когда хозяин ругает собаку или хлопает в ладоши). Главное преимущество анонимного наказания заключается в его непосредственном воздействии (практически сразу после совершения проступка) и отсутствия связи между наказанием и владельцем. Недостаток интерактивного наказания заключается в том, что собака постепенно приучается к тому, чтобы грызть эти предметы только в отсутствии хозяина.
Помните о том, что щенку нужны игрушки и внимание, как ребенку. Причем игрушки надо периодически покупать новые, когда старые ему становятся неинтересны. А вообще, щенки, как и маленькие дети, много спят. Поэтому внимания они отнимают не слишком много.
Судя по вашим письмам, о юном возрасте своего питомца вы хорошо информированы. Ваши советы достойны внимания и могут стать хорошей поддержкой для новичков. Так, например, Ольга Вершук из д. Стоялово пишет: «Маленький щенок, как и маленький ребёнок, нуждается в игрушках. Специальные «собачьи» игрушки можно приобрести в зоомагазинах: косточки из бычьих жил, копчёные свиные уши, изделия из прочной резины.
Эти игрушки удобны тем, что щенок либо не может от них ничего отгрызть, либо отгрызенные и проглоченные кусочки не принесут ему вреда. Категорически запрещается давать щенку мягкие и пластмассовые игрушки, а также любые предметы, которые щенок может разгрызть. Палочки должны быть из очень твёрдого дерева. Мячик для игры должен быть такого размера, чтобы собака не смогла бы его проглотить. Не рекомендуется давать старую обувь, иначе когда-нибудь он «поиграет» и с вашими ботинками».

Отдельно нужно остановиться на проблеме «острых зубов». Многие владельцы жалуются на неконтролируемое применение щенком своих острых зубов. Основная цель, для которой собаки используют зубы, — защита, разрывание мяса и раздробление костей. До 4-х месяцев у щенков очень слабые мышцы челюсти, и они пользуются своими молочными зубками для игр. В этот период времени они учатся регулировать силу укуса и общаться с сородичами. Если щенок кусает своего одноплеменника слишком сильно, то в ответ, обычно, слышит очень громкий неприятный визг и понимает, что укусил слишком больно. Как, правило, в следующий раз, он кусает слабее или не кусает вообще.
Острые зубки щенка, так же могут причинить боль и его хозяину, но вместо того, чтобы ругать его за это, шлепать или хватать за нос, лучше отреагировать на укус так, как отреагировал бы другой щенок, а именно, громко и неприятно взвизгнуть. Скоро Вы заметите, что щенок кусается уже не так сильно. Если это упражнение использовать ежедневно, то можно отучить собаку кусаться. Этот метод рекомендуется использовать для щенков, не достигших 4—5 месяцев, так как позже обычно у собаки появляются постоянные зубы, и значение укусов меняется.
Если щенок кусает своего хозяина после 4—5 месяцев, обычно это говорит о проблеме доминирования и, чтобы с ней справиться, необходимо снизить иерархический ранг животного.
Для этого попробуйте сделать следующее:
— Необходимо каждый раз последовательно наказывать собаку за любую попытку укусить. В качестве наказания хозяин может строгим голосом отругать собаку, ущипнуть за нос или использовать громкий неприятный звук (не визг).
— Запретить собаке спать на кровати, первой входить и подниматься по лесенке. Заставить уступать дорогу. Начните кормить собаку, после того как поест вся семья. Ваш питомец должен зарабатывать миску с едой, прогулку, игру. Например, прежде чем покормить, дайте любую команду и только потом покормите.

Читать еще:  Как научить собаку команде «сидеть»

Большинство случаев проявления деструктивного поведения у взрослых собак связано со страхом одиночества. Однако иногда такое поведение проявляется у собак из-за того, что собака мало гуляет, играет и общается. В отличие от деструктивного поведения, вызванного страхом одиночества, которое обычно проявляется через несколько минут после ухода хозяина, деструктивное поведение, вызванное недостаточной активностью, как правило, проявляется намного позже, в некоторых случаях через несколько часов после того, как собаку оставили одну. Видимо собака не может реализовать свою энергию или стремление к игре, поскольку возможность движения ограничена и (или) отсутствуют инициирующие раздражители. Собака начинает вести себя беспокойно, пытается найти новые предметы для игры, совершает бесконтрольные действия (например, пытается рыть землю, охотиться, нападает на добычу) и т. д. Если явно видно, что причиной такого поведения не является страх одиночества, о чем говорит время проявления такого поведения и отсутствие других симптомов (например, громкого лая, когда собака остается одна, постоянного следования за хозяином) определить причину деструктивного поведения часто не представляется возможным.

Несмотря на это, рекомендации относительно коррекции такого отклонения в поведении остаются прежними:
— свободу передвижения собаки необходимо ограничить пределами помещения, в котором она не может причинить ущерба.
— необходимо наказывать собаку за деструктивное поведение или игры, направленные на не подходящие для этого предметы. Для этого используют либо метод интерактивного наказания, который заключается в том, что хозяин ругает собаку в тот момент, когда та берет предмет в пасть, либо метод анонимного наказания, при котором предмет обрабатывают каким-либо веществом с неприятным запахом или ставят рядом с ним «ловушки». Например, перевернутые мышеловки, или подвешивают пустые консервные банки, падающие на пол при прикосновении к предмету.
— предоставить собаке максимальную свободу передвижения в пределах дома.
— когда хозяин оставляет собаку одну на продолжительное время, ему следует дать ей несколько игрушек, которые она могла бы грызть. Некоторые такие игрушки необходимо давать ей и в другое время. При этом при помощи апортировки и борьбы за эти предметы собаку следует приучить к игре с ними. Другие игрушки, как правило, убирают и дают собаке только при выходе из дома, поскольку трудно определить, какие игрушки она будет грызть более охотно, если имеет к ним доступ лишь короткое время или постоянно.
— необходимо убедить хозяина собаки в том, что ему обязательно следует в течение дня давать своему четвероногому другу больше возможностей для прогулок и общения. Это имеет решающее значение в тех случаях, когда видно, что собака сильно страдает из-за продолжительных периодов социальной изоляции или вынужденного бездействия.

Иногда у взрослых собак деструктивное поведение принимает просто чудовищные размеры: собаку нельзя оставить одну дома, потому что она буквально разрушает квартиру (отдирает линолеум, разбирает мебель, грызет стены). Поэтому не упускайте время и с младенчества приучайте питомца оставаться дома одного. Сначала ненадолго, постепенно увеличивая время. Когда собака подрастет, это избавит вас от многих проблем.

Как изменить деструктивное поведение собаки

Телефон:
+7(495)744-14-05
+7(495)744-14-06
+7(495)777-41-64

Факс:
+7(495)744-14-05

Деструктивное поведение как средство привлечь внимание зачастую направлено на одежду людей или же на другие предметы; оно бывает проявлением неадекватного игрового поведения или голода, иногда возникает в периоды, когда у щенков режутся зубы, при страхах/фобиях и при тревоге разлуки. Чтобы добиться прекращения этого поведения, необходимо разобраться в его причине.

Питомцы, стремящиеся привлечь к себе внимание, готовы на все. К сожалению, их плохое поведение в сочетании с реакцией хозяев быстро приводит к ухудшению ситуации. Собаки, которые были брошены и впоследствии подобраны, а также щенки (особенно когда у них режутся зубы), энергичные собаки, не получающие достаточной физической нагрузки, могут прыгать на людей, раздирая на них одежду зубами или когтями. Владелец не научит собаку вести себя иначе, если в таких случаях будет ее отталкивать. Подобно детям, не получающим достаточного внимания к себе, собаки удовлетворятся негативным вниманием и начнут добиваться его. Более того, отталкивая собаку вместо того, чтобы просто отойти от нее, владелец совершает действие, которое с точки зрения собаки может выглядеть как вызов или приглашение к игре. Владельцы ищущих внимания собак часто настолько устают от их поведения, что им уже не хочется нормально играть с животным, заниматься или просто общаться с ним, а это лишь осложняет проблему. Ситуация усугубляется еще и тем, что хозяева избегают общения с собакой, даже когда она ведет себя тихо или отдыхает, поскольку боятся, что она опять начнет приставать. Плохо то, что в данном случае питомец не получает вознаграждения за хорошее, спокойное поведение. Тот же самый сценарий развертывается, когда собака, чтобы привлечь внимание к себе, таскает личные вещи людей и жует их. Хозяева бросаются за ней в погоню, провоцируя этим новую кражу и последующую порчу вещей.

Собаки, не имеющие возможности играть с другими собаками, людьми или интерактивными игрушками, начинают искать в доме такие предметы, от которых можно получить ответную реакцию на свои действия. Это поведение наиболее выражено у молодых любопытных животных и обостряется в то время, когда режутся зубы. Встречаются собаки, которые трясут и рвут подушки, разматывают рулоны туалетной бумаги, рвут телефонные справочники, срывают обивку с мебели и т.д. Бывает, что щенку, у которого режутся зубы, больно грызть очень твердую кость, в то время как корешок книги его вполне удовлетворит.

Читать еще:  Как дрессировать щенков

В таких случаях критически важно следующее: 1) собака должна получать достаточную физическую нагрузку; 2) нужно в достаточной мере вознаграждать собаку лаской и массажем за спокойное поведение; 3) следует игнорировать неадекватное поведение собаки, пока она не сядет (ляжет) и не расслабится; необходимо также удалить все соблазны, для чего, возможно, придется специально оборудовать комнату или же поместить щенка в собачий контейнер; 4) с самого раннего возраста собаку следует обучать тому, что хватать зубами можно только игрушки; 5) собака всегда должна быть обеспечена адекватными альтернативными стимулами; 6) щенкам нужно давать предметы, специально предназначенные для жевания в то время, когда режутся зубы (замороженные салфетки [1] , резиновые кольца для зубов), и явно отличающиеся от других вещей.

Гораздо более сложная проблема, чем порча вещей, – это тревога разлуки (страх одиночества). Здесь уже дело не в плохом воспитании, а в том, что собака психически ненормальна и находится в глубокой депрессии. Это состояние чаще всего наблюдается у животных, испытавших лишения в раннем возрасте, а также у старых собак – у них тревога разлуки развивается как идиопатическое возрастное изменение психики. Оставшись одна, такая собака стремится прорваться – даже ценой нанесения себе тяжелых увечий – сквозь проволочную сетку, подкопать пол, забор и т.п. Одиночество не только не улучшает состояние собаки, но даже ухудшает его. Общество другой собаки или кошки обычно не помогает. Для лечения такого состояния используют коррекцию поведения в сочетании с анксиолитическими препаратами.

Собак, проявляющих деструктивное поведение, связанное со страхами и фобиями, следует лечить от того исходного нарушения, которое лежит в основе этого поведения. Если имеется конкретный раздражитель, вызывающий фобию, то обычно его удается выявить. Деструктивное поведение объясняется паническим состоянием и возникает из-за невозможности избежать пугающего раздражителя или справиться с ним, – независимо от того, «рационально» это или нет. Рекомендуется своевременно лечить такое животное с помощью модификации поведения и применения лекарственных средств.

Разновидностью поведения, обусловленного повышенной тревожностью, можно считать то, что Хоупт (Houpt, 1991b) называет «фрустрацией от преграды». Если собаку, страдающую этим состоянием, поместить в замкнутое пространство – комнату или клетку, то она принимается разрушать «преграды». Маловероятно, что непереносимость замкнутого пространства может развиваться изолированно, поэтому у таких животных следует заподозрить и другие проявления тревожности.

Подробнее см. в книге Карен Оверолл «Клинические методы коррекции поведения собак и кошек», выпущенной издательством «Софион» в 2005 г. http://www.sofion.ru/catalog/detail.php?ID=1158

[1] Для приготовления замороженной салфетки следует взять небольшую салфетку из махровой ткани, намочить ее в чистой воде, отжать, сложить в четыре слоя, положить в полиэтиленовый пакет и заморозить в морозильной камере холодильника. – Прим. пер.

Причины деструктивного поведения собак и возможности его корректировки с помощью ОКД и УГС

Причины деструктивного поведения собак и возможности его корректировки с помощью ОКД и УГС

При покупке собаки хозяину необходимо быть готовым к обязательствам, связанным с приобретением щенка или взрослой собаки, как к финансовым, так и к моральным. Уход, правильное кормление и воспитание, занимает большую часть времени владельца, и в этом вопросе нужно быть грамотным и подготовленным, поэтому лучше заранее обращаться к специалистам, во избежание неприемлемого поведения и в последствии дисгармоничных отношений с питомцем.

Воспитание собаки в семье

В результате одомашнивания у собак произошли значительные изменения в строении и функциях организма, изменился внешний облик и поведение. У домашних собак появились висячие уши, загнутый хвост, способность лаять, вилять хвостом. Они приобрели и новые черты характера: привязанность к человеку, преданность хозяину, послушание, способность к быстрой дрессировке.

Когда мы думали о том, какую породу можно завести дома, самым важным вопросом был вопрос о воспитании собаки. Нас еще воспитывают родители, а тут нам самим предстоит кого-то учить, делать хорошим. Как оказалось, на тему воспитания написано немало книг, есть много определений понятия воспитания.

Очеловечивание собаки — основная ошибка. Незнание физиологии, незнание базовых принципов воспитания и дрессировки. Вседозволенность относительно действий собак.

Из этого вытекают проблемы. Собаке можно всё, что ей хочется. Собаке можно пойти, куда хочется. Собаке можно тявкнуть, на кого хочешь. Можно не выполнять команды.
Мы все любим наших собак, но любовь и вседозволенность — это разные вещи.

Вот основные навыки в моментах воспитания по выработке у собаки хороших манер.

Рефлекс собаки Павлова.

В 1903 году впервые мир узнал об условных и безусловных рефлексах, которые открыл ученый Павлов Иван Петрович. Изучая процесс пищеварения у подопытных собак, ученый заметил интенсивное слюноотделение у животных, после появления в комнате его помощника в белом халате, который кормил животных. Оказалось, что собаки реагировали на белый халат, он ассоциировался у собак с пищей.

Ученого заинтересовала такая реакция у животных, ведь их поведение было одинаково в ситуации, когда помощник приносил пищу и когда он просто входил в лабораторию в белом халате с несъедобными предметами.

Павлов первый из ученых, кто выдвинул гипотезу о том, что интенсивное выделение из слюнных желез это не физиологический, а рефлекторный процесс, вызванный неоднократным повторением одних и тех же действий, связанных с употреблением пищи.

Суть выработки условного рефлекса по методике Павлова

Для проведения знаменитого эксперимента Павлова требовалось:

Безусловный раздражитель, который стимулировал выработку слюны у собаки (пища);

Нейтральный раздражитель (звуковой или световой);

Для того чтобы добиться нужного результата, подопытные не раз подвергались воздействию нейтральных раздражителей, таких как свет лампочки или звук метронома во время кормежки. По истечению некоторого времени, у собак вырабатывался условный рефлекс в виде выделения слюны на безусловные раздражители, такие как свет или звук.

Читать еще:  Как обучить собаку командам

Благодаря открытию И. П. Павлова было разработано более сотни различных действенных методов лечения многих недугов связанных с расстройствами ЦНС. В СССР в благодарность животным, которые пострадали во имя науки, был установлен памятник собаке Павлова.

Таким образом, можно смело сказать о том что очеловечивание собаки, это большая ошибка владельцев, что и влечет ряд проблем связанных с воспитанием питомца. Основываясь на знаниях физиологии собак, стало известно, что у них есть только одна сигнальная система, в отличие от человека, и тут можно поговорить о психике собак.

Этапы психофизиологического развития собаки.

Основные периоды развития щенка и их связь с поведением

Собака относится к высшим животным с высокоразвитым мозгом, который определяет ее богатый поведенческий репертуар. По уровню развития головного мозга представители Псовых находятся всего на 3 ступени ниже человека (между нами только дельфины и приматы).

Психика высшего животного формируется за счет двух составляющих:
— врожденных программ поведения, присущих всему виду;
— программ, которые формируются индивидуально у каждого животного в результате взаимодействия с окружающей средой.

Именно способность вырабатывать новые формы поведения, выходящие за жесткие рамки инстинктивных моделей, является эффективнейшим приспособительным механизмом живого вида к реальным условиям существования. Не исключено, что именно благодаря этой развитой способности древние млекопитающие, не занимавшие сколь-нибудь серьезного положения в мире доисторических животных, пережили глобальные геологические катаклизмы, уничтожившие динозавров, и стали венцом биологического царства.

Чем более высокое положение на эволюционной лестнице занимает животный вид, тем дольше длится период послеутробного развития, ибо в это время формируются сложнейшие нейрохимические связи в коре головного мозга живого существа, и врожденные программы проведения самым удивительным образом переплетаются с приобретенными. Вылупившееся насекомое практически сразу представляет из себя взрослую особь, четко следующую наследственному поведенческому алгоритму. Новорожденный олененок уже через несколько часов способен следовать за матерью и передвигаться вместе со стадом. Детеныш собаки становится биологически взрослой особью только к двум годам, а человеческий ребенок – к 16.

Физическое и психическое формирование новорожденного щенка проходит через несколько периодов, каждый из которых имеет особенности и по-разному влияет на то, какой станет взрослая особь. В научной литературе пока нет четко согласованного очертания границ этих периодов, иногда один период накладывается на другой. Но в целом, они выглядят следующим образом.

Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов.

На практике в домашних условиях подобная ситуация формируется чрезмерно заботливыми владельцами, которые искренне желают собаке добра. В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Мы уже упоминали социальную депривацию, говоря о возможности запечатления в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании рано отнятых щенков. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии длительное лишение контактов с другими собаками приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов. Однако подобные случаи достаточно редки. Нельзя ли явлением депривации просто пренебречь? Оказывается, нельзя.
Деструктивное поведение.

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни.

Деструктивное поведение как средство привлечь внимание зачастую направлено на одежду людей или же на другие предметы; оно бывает проявлением неадекватного игрового поведения или голода, иногда возникает в периоды, когда у щенков режутся зубы, при страхах/фобиях и при тревоге разлуки. Чтобы добиться прекращения этого поведения, необходимо разобраться в его причине.

Инструменты для коррекции.

Это ошейник с двумя ограничительными кольцами вместо застежки.

  • ошейник как-бы продевается в одно кольцо, до упора в другое (они одинакового размера, поэтому получится петля); через голову эта петля одевается на собаку, и к свободному кольцу пристегивается поводок;
  • через голову эта петля одевается на собаку, и к свободному кольцу пристегивается поводок;
  • пока поводок не натянется, ошейник-удавка на собаке будет висеть свободно; как только это произойдет, кольцо соскользнет, ошейник затянется, как натуральная удавка, и собака ощутит дискомфорт.

Парфорс — амуниция, которая применяется для дрессировки крупных или гиперактивных пород собак. Он позволяет обучить питомца, скорректировать агрессивное поведение сложных пород.

Это звенья из металла, внутри которых имеются шипы с закругленными зубцами, и расположены они под углом, чтобы минимизировать возможное травмирование животного. Обычно конец ошейника не застегнут, а пропущен через кольцо.

ЭО (электронный ошейник)

любой электронный ошейник для дрессировки собак бьет питомца током, когда непоседа совершает нежелательное действие. Чтобы собака получила удар током, нужно нажать на кнопку (пульт всегда под рукой, иначе в ошейнике нет смысла). Испытав боль, собака понимает, что так делать нельзя. Она связывает боль со своим поведением, и в этот момент формируется условный рефлекс..

Деструкция не поддающаяся коррекции.

Есть ряд нарушений в поведении собаки, не поддающееся коррекции, это связано с нарушениями центральной нервной системы и психики псовых.

Таким образом мы выяснили что деструктивное поведение собак можно скорректировать при помощи таких дисциплин как ОКД и УГС. И выработали ряд правил для владельцев.

  1. Перед приобретением щенка или взрослой собаки необходимо проконсультироваться со специалистом кинологом.
  2. Если возникли проблемы с деструктивным поведением ,как можно скорее начать их решать вместе со специалистом.
  3. Не очеловечивать собак и владеть знаниями на базовом уровне о физиологии собак и особенностями воспитания питомца.

Только грамотный подход к приобретению щенка или взрослой собаки, а также воспитание в семье животного, даст вам гармоничные отношения с питомцем и окружающим социумом.

Источники:

http://wolcha.ru/537-destruktivnoe-povedenie-sobak.html
http://www.zooproblem.net/povedmed/part1/part11/part16/part50/
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2019/06/04/prichiny-destruktivnogo-povedeniya-sobak-i

Ссылка на основную публикацию