Как прекратить плохое поведение собаки

Как прекратить плохое поведение собаки

И плохое и хорошее поведение, это прежде всего поведение, то есть видимые нами реакции и действия животного. Причиной любого поведения считается появление какой-либо потребности (желания) животного и поведение всегда бывает направлено на удовлетворение желания или, другими словами, устранение (снижение) потребности. А, кстати, действия животного от момента возникновения потребности до момента ее удовлетворения, называется поведенческим актом. Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, для того чтобы научить собаку посадке мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность. А затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, то есть удовлетворить имеющуюся у нее пищевую потребность.

Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыком.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу как хотелось бы, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. Достаточно 2-3 раз, чтобы такое поведение собаки стало навыком. То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием. Вот и хозяин пришел. Стоит два-три раза не убрать обувь и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время.

Но бывает и по другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом получается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя хотя бы каждую третью попытку, это называется вариабельным или вероятностым подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления угашаются с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Потребности, которые и помогают нам и мешают нам, принято делить на три большие группы. Первая из них состоит из потребностей жизнеобеспечения: пищевая, питьевая, оборонительные потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо из этих потребностей ведет к гибели животного. Вторую группу потребностей называют зоосоциальными. К ним относят половые, родительские, территориальные потребности, потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Третью группу составляют потребности саморазвития: потребность в свободе, подражательную потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и другие.

Любая из перечисленных потребностей, не будучи удовлетворенной, может быть причиной плохого поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения. Чаще всего приходится сталкиваться с пищевой потребностью, потребностью в двигательной нагрузке, потребностью в положительных ощущениях, потребностью в игре и новой информации.

Очень часто наши собаки хулиганят, чтобы получить удовольствие.

Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей и у собак.

От навыков отличают привычки. Привычки приобретаются и закрепляются, как и навыки, в результате многократных повторений, но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. От нечего делать, для убивания времени. Повторяясь они становятся необходимым атрибутом свободного времени и необходимыми собакам. Вспомните свои привычки и вспомните как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно, начать формирование других привычек, а это требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Ну хотя бы потому, что все они приводят к возникновению положительных эмоций у собаки. А потребность в положительных эмоциях одна из ведущих у живых организмов. В опытах с вживленными электродами в центр удовольствия мозга, крысы научались нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и нажимали несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводило их к гибели. А вспомните человеческих наркоманов? Человек же предлагает собаке навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например в классической дрессировке, что, естественно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение.

А во вторых, мы ошибаемся, считая что животные начинают обучаться довольно поздно. Как показали исследования, условные рефлексы образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков. А по этому поводу позволю себе привести описание вот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, затем в этих же условиях, другой, но равнозначный. После чего ей предложили свободу выбора навыков в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот, оказалось первое что запоминается, запоминается лучше, чем последующее.

Есть еще третья причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом. Дело в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго. По всему поэтому перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите.

Дрессировка СОБАК

портал для профи и любителей

Коррекция поведения или перевоспитание собак

(фрагменты из книги)
Причины плохого поведения
Из своего жизненного опыта вы, вероятно, уже знаете, что ничего на свете не бывает беспричинным. Даже если причина не очевидна, это не значит, что ее нет, просто мы до нее не докопались.

И поэтому давайте согласимся с тем, что причина плохого поведения есть всегда, и часто даже не одна.
Но не смотря на то, что собаки относятся к высокоорганизованным существам, они не доросли еще до того, чтобы делать что-то вредности для или мести ради. Очень легко обвинить собаку в хулиганских побуждениях, это не требует от хозяина труда по изучению зоопсихологии, но не помогает найти выход из создавшейся ситуации. Оставим это и рассмотрим себя, уважаемые владельцы, как основной и единственный источник причин плохого поведения своих собак.

НЕДОСТАТОЧНАЯ КИНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ прежде всего проявляется в НЕПРАВИЛЬНОМ ВЫБОРЕ ПОРОДЫ. Например, девушка в качестве своей первой собаки решает завести кавказскую овчарку, а через год-полтора сталкивается с проблемами неподчинения и агрессии к себе или членам своей семьи. Или городской житель, справедливо полагая, что лайка “самая умная” собака, приобретает щенка и затем обнаруживает, что его ни во что не ставят, игнорируют как хозяина и часто просто убегают на недельную прогулку.

Читать еще:  Как остановить агрессивное поведение собаки

Приобретая щенка, мы можем начать его дрессировать с понедельника или через месяц, а можем вообще не дрессировать, но не воспитывать его не можем. Мы воспитываем нашу собаку, даже когда не хотим этого или когда спим. Все общение с собакой уже воспитывает ее. То есть, если мы не воспитываем собаку сознательно, мы воспитываем ее неправильно. НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, как причина будущего плохого поведения может проявляться в закреплении дурных привычек при поведении как дома, так и на улице. Это прежде всего агрессия к членам семьи, прыжки на хозяина и других людей, приставание на улице к прохожим, подбирание пищи с земли, невыполнение команды “Ко мне!” и почти все остальные проступки собаки. В последнее время у меня все более крепнет мнение, что агрессивней английского коккер-спаниеля собаки нет, так часто приходится корректировать внутрисемейное поведение собак этой породы. А все потому, что многие владельцы считают, что воспитывать небольших собак не обязательно.

А НЕАККУРАТНОСТЬ? Вспомните, все ли ценные для вас вещи вы убирали вне досягаемости щенка, уходя на работу? А не играли ли вы ненароком со щенком предметами обихода? А не смеялись ли вы над тем как забавно треплет щенок вашу брючину? Или над тем как он подпрыгивает, радостно встречая вас? А не шлепали ли вы щенка, когда он съев селедочную головку, наконец подходил к вам? То есть, не ПОДКРЕПЛЯЛИ ЛИ ВЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНО неправильное поведение? Или бывает еще и так: щенок, гуляющий без поводка, погнался за кошкой и загнал ее на дерево. Вы, желая наказать его за преследование кошки, подзываете и шлепаете. При этом вы считаете, что поступили правильно, а между тем щенок понял лишь то, что после веселой погони за кошкой, не подходи к хозяину — попадет по первое число.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ВЫРАЩИВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ, заключается прежде всего в том, что мы недооцениваем потребность щенков и молодых собак в физической нагрузке. Собака после прогулки должна быть уставшей. ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ основная причина того, что наши собаки портят мебель, полы, обои и обувь. Как впрочем ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ уделяемого собаке, НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ с ней, выражающиеся в том, что собаку часто и надолго оставляют наедине с собой. Мы забываем, что собака существо стайное. Одиночество, особенно для щенка или молодой собаки, является СТРЕССОМ, который вызывает СТРАХ. В лучшем случае собака испытывает СКУКУ. Пытаясь отвлечься или развлечься собака ничего не находит в квартире кроме предметов человеческого обихода. Часто собака начинает “хулиганить”, если решает, что вы мало уделяете ей внимания.

Если вы считаете чрезмерные лай, скуление или вой проявлением плохого поведения, то он вызывается или страхом, или соответствующим ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ. Например, интенсивность и продолжительность лая прямопропорциональны степени возбуждения собаки.

НЕПРАВИЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ заставляет собаку искать недостающее на помойках или выгрызать дыры в стенах. БОЛЬНАЯ СОБАКА может отличаться искаженным аппетитом и поедать все, что попадается ей в зубы. Часто такое случается если у собаки отмечается воспаление желудка (гастрит) или кишечника (энтериты и колиты), но может свидетельствовать и о наличии глистов.

Соответствующее ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ собаки иногда может быть причиной “неправильного” ее поведения. Например, беременные суки или суки в состоянии ложной щенности порой роют норы в креслах и на диванах, состояние голода заставляет собак воровать и клянчить, а смена зубов, сопровождающаяся зудом десен, характеризуется повышенной разрушительной активностью.

Но и ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА собаки, могут быть причиной вашего недовольства. Подрастающему щенку необходимо познавать мир, хотя бы для того, чтобы определить съедобность или другую пригодность вещей. Вспомните особенность человеческих детей разбирать подаренные игрушки на части. У щенка, как известно, рук нет и для познания мира он использует зубы и лапы. Щенку также положено играть, потому, что игра для него дело серьезное. Она прежде всего служит для освоения форм поведения, которые могут понадобиться в будущем: приемы борьбы, охоты и так далее. Кроме того игра это и физическая тренировка. Играют же как известно с партнерами или предметами.

Зачастую, для того чтобы избавиться от нежелательного поведения достаточно устранить его причины.

Метод 4. Отрицательное подкрепление
Вопрос о подкреплении, как ни странно, довольно запутанный. В отечественной школе физиологов подкреплением считают все безусловные (непосредственные) воздействия на животное, которые следуют после условного сигнала (например, команды). Безусловные воздействия это и предложение пищи собаке, воды, наш окрик, оглаживание, шлепок, в общем все, что собака непосредственно может воспринять. В случае наличия подкрепления условный рефлекс называют положительным (подкрепляемым) и отрицательным или тормозным (неподкрепляемым), в случае отсутствия безусловного воздействия. При таком подходе болевые воздействия на собаку можно считать подкреплением положительным для того действия, которое мы вырабатываем. Например, когда отрабатываем движение собаки рядом с собой. А действие, которое вырабатывается при помощи боли — оборонительным положительным рефлексом. На самом деле, собака делает нужное нам действия уходя от боли, предотвращая ее, то есть обороняется.

В оперантной же дрессировке, подкреплением считается любое воздействие, увеличивающее или уменьшающее вероятность повторения в будущем предшествующего его воздействию поведения. В таком случае, положительным подкреплением считается воздействие, которое увеличивает в будущем вероятность предшествующего ему действия. Другими словами, животное стремится к получению положительного подкрепления. Момент получения положительного подкрепления всегда положительно эмоционален. И, наоборот, животное стремится избежать отрицательного подкрепления. Факт отрицательного подкрепления вызывает отрицательные (негативные) эмоции и снижает вероятность повторения в будущем поведения приводящего к нему. Неудовлетворение потребности считается в оперантной дрессировке мощным отрицательным подкреплением.

Некоторые свойства подкрепления мы уже рассматривали, сейчас же мы примем точку зрения Карен Прайор, по мнению которой отрицательное подкрепление — это любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Отличие отрицательного подкрепления от наказания в том, что отрицательное подкрепление, как и положительное, происходит во время поведения, а не после него, и на него можно повлиять изменением поведения.

Для того, чтобы наверняка понять отличия отрицательного подкрепления от наказания, давайте вернемся к примеру предыдущей главы. Ваша собака лазает на диван. Вам это не нравится и вы отучаете ее следующим образом — как только застаете на диване собаку, тут же кричите в ее адрес ругательные слова и задаете трепку. Как правило, ваше агрессивное поведение прекращается сразу же, как только собака спрыгивает с дивана.

Если следовать вашей логике, то благодаря вашим воздействиям собака должна понять, что лазать на диван ей нельзя. Кошкин хвост. Сначала собака понимает, что в случае ее локализации на диване грубый, резкий окрик хозяина означает: скорей слезай, чтобы избежать трепки.

Многие собаки достаточно быстро понимают, что появление хозяина, когда она лежит на диване, приводит к резкому окрику, а если с дивана не слезть, то схлопочешь. В результате ретируются с дивана сразу, как только на пороге комнаты появляется хозяин. Третьи идут еще дальше, они связывают наличие хозяина в квартире с его агрессивным поведением во время диванного положения, и в присутствии хозяина ведут себя, как паиньки. Когда же хозяина нет, все категории собак ведут себя одинаково — диванолюбиво. Почему? Да потому, что ваше неприятное воздействие на собаку выступает подкреплением (отрицательным или положительным — это еще вопрос) спрыгивания с дивана и является наказанием по отношению к залезанию на диван. То есть, таким педагогическим воздействием, вы обучаете собаку быстро спрыгивать с дивана по команде (в данном случае это сложная команда или комплексный раздражитель: ваш вид и осуждающий крик).

Таким образом хотелось бы показать, что отрицательное подкрепление, как впрочем и положительное, какому-то действию или поведению происходит во время этого действия или в конце его, и на его появление, интенсивность и знак можно повлиять изменив или прекратив именно это поведение. Тогда как наказание, о котором мы говорили ранее, происходит через некоторое время после совершения проступка.

Читать еще:  Как заставить собаку прекратить кусаться

А как же отучить собаку залезать на диван? Нужно придумать нечто такое, что делало бы неприятным именно это действие. Например, можно поставить на диване заряженные мышеловки. А одного добермана, который со всего размаха шлепался на диван, отучили так: разложили на диване остриями вверх шиферные кнопки и прикрыли их покрывалом. Для отучения оказалось достаточным одного доберманьего прыжка. Более того, бедняга начинал активно сопротивляться при попытке затащить его на диван.

Отрицательное подкрепление — очень эффективный способ формирования поведения, но это не делает его лучшим. Последите за собой, в общении с людьми и собаками мы в основном пользуемся именно им. Нам почему-то кажется, что правильное хорошее поведение это норма. Так и должно быть и чего тут радоваться и хвалить? Поэтому и не замечаем, а что самое плохое и не подкрепляем положительно нужное нам поведение. Мы его как будто не видим, а обращаем внимание только на огрехи. Но слишком частое применение отрицательного подкрепления приводит, особенно у щенков, к появлению робости, неуверенности в себе, тревожности и отбивает охоту от самого процесса дрессировки. Потому, что собака в первую очередь начинает понимать — появление нового навыка увеличивает возможность дополнительного получения отрицательного подкрепления. А его она, естественно, стремится избежать. Кстати, классическая дрессировка оттого и является классической, что строится в основном на отрицательном подкреплении. Например, команда «СИДЕТЬ!» свидетельствует о возможных неприятных, а то и болевых воздействиях в области крестца, и чтобы их избежать, необходимо сесть.

Чему учит команда «ФУ!»
А ничему. Потому что это даже не команда!
И собаки, чувствуя это, реагируют на это буквосочетание как бог на душу положит. Одни не обращают внимания и продолжают делать то, что начали делать — доедать, долаивать, докусывать и догонять. Другие, хоть и обращают внимание, но лихорадочно заканчивают начатое, чтобы потом с кислым видом подойти к хозяину. Третьи, принимая виноватый вид, доделывают дело, а затем долго кокетничают на расстоянии. Четвертые, поджав хвост, панически улепетывают, пятые — сразу подходят к хозяину и только шестые, на самом деле, все бросив, продолжают прогулку.

Почему не команда? Как известно, команда (разрешающий, запускающий, санкционирующий, вызывающий поведенческий акт стимул или раздражитель), дает информацию собаке о чем-то конкретном, что необходимо в данный момент сделать. А буквосочетание «ФУ!» просто является сигналом-предвестником боли или других неприятностей. Звуковой сигнал, предшествующий натуральному отрицательному подкреплению (удару, в данном случае), приобретает его свойства и становится у с л о в н ы м о т р и ц а т е л ь н ы м п о д к р е п л е н и е м. Если, конечно, становится. Чтобы сигнал был значимым, то есть чтобы собака обращала на него внимание и учитывала последствия, он должен сопровождаться достаточно сильным натуральным отрицательным подкреплением — болью. Следует еще добавить, что “Фу!”, это универсальное условное отрицательное подкрепление, хотя бы потому, что мы пытаемся использовать его во всех случаях хулиганского поведения наших собак. К тому же, функцию условногого отрицательного подкрепления со временем начинают приобретать и другие специфические слова и интонации, которые мы обычно употребляем шлепая собаку.

Использование условного отрицательного подкрепления, имеет свои проблемы, недаром появился даже термин: “зафукивание”. С одной — сигнал “Фу!” подкрепляется недостаточно и потому не становится значимым. С другой — произносится так часто, а подкрепляется так редко, что быстро теряет свое значение. С третьей, самой печальной стороны, подкрепление бывает нередко чрезмерной силы и собака начинает бояться как сигнала, так и человека, подавшего его, как источник отрицательного подкрепления. И вся печаль в том, что добившись значимости сигнала, мы даем тем самым, прекрасный рычаг управления нашей собакой посторонним людям. Потому, что это «Фу!» знают теперь все — от бессознательных младенцев до сверхсознательных старушек. Конечно, не сложно сделать сигнал «ФУ!» синонимом команды «Фасс!», но могут быть последствия.

В то же время, при помощи условного отрицательного подкрепления бывает очень трудно от чего-нибудь отучить собаку. Например, сигнал «ФУ!» не отучит собаку подбирать пищу с земли, он научит ее не делать этого в связи с сигналом. А если сигнал не подан? Значит можно? Так оно и бывает.

Если возникает необходимость управления собакой на расстоянии, когда она без поводка, эффективней будет подать какую-нибудь отработанную до навыка команду («КО МНЕ!», «СТОЯТЬ!» или «СИДЕТЬ!»). Это помогает чаще. А если собака отвлекается при работе, достаточно повторить рабочую исполнительную команду и при необходимости подкрепить ее.

Можно ли наказывать собаку и как это правильно делать?

Каждая собака обладает своим неповторимым характером. Эти животные, как и люди, переживают, радуются, грустят, злятся, боятся и испытывают богатый спектр других эмоций. Но стоит понимать, что собака – это живое существо, которое не всегда бывает идеальным. Иногда питомец ведёт себя неподобающим образом. Рассмотрим далее, как в таком случае поступать хозяину, можно ли наказывать собаку, и какие меры наказания применять.

Стоит ли наказывать?

От некоторых кинологов можно услышать мнение о том, что воспитание собаки должно обходиться без наказаний, а базироваться лишь на поощрениях хорошего поведения. Обосновывают они данную позицию так:

  • в результате наказаний собака будет бояться своего хозяина;
  • питомец озлобится и будет отвечать агрессией на агрессию.

Данные доводы звучат не совсем убедительно. Хозяин у собаки ассоциируется в основном с приятными моментами (играми, угощениями и другими проявлениями заботы). А что касается агрессивной реакции на наказания, то она может быть лишь у собаки, абсолютно верящей в свою безнаказанность и не считающей своего хозяина «вожаком». Питомец же может озлобиться в целях самозащиты, если регулярно подвергается подобным отрицательным действиям со стороны хозяина.

В остальном утверждения об опасениях относительно наказаний можно считать беспочвенными.

Собаки – это потомки волков. И для них авторитетом является вожак в стае. Заводя щенка, хозяин становится для питомца вожаком. Он может похвалить своего четвероногого любимца за хорошее поведение или отругать – за плохое. И собака примет и то и другое, потому что будет воспринимать своего хозяина как лидера.

Поэтому хозяину уже на ранних этапах воспитания питомца важно указать его «место»:

  • не давать брать еду со стола, а тем более красть её;
  • не разрешать спать на своём месте;
  • не позволять убегать на совместной прогулке, для этого существует команда «рядом»;
  • не давать прыгать на диван или кресло без разрешения;
  • пресекать попытки укусить кого-то из членов семьи.

Каждый хозяин должен при этом дарить ласку своему питомцу и хвалить за послушание. Но собака должна понимать, «что такое плохо». И если наказания будут отсутствовать, и запретов никаких не будет, то и ценность поощрений существенно снизится. Поэтому ответ на вопрос: стоит ли наказывать питомца за неподобающее поведение – однозначно стоит. Это необходимость, в основе которой заложены коррекция поведения животного и избегания дальнейших проблем.

Питомец должен осознавать, что каждый проступок не обойдётся без последствий. Это важная часть формирования здоровых отношений между хозяином и собакой.

Когда необходимо наказание?

С раннего детства собаке нужно дать понять, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому наказания служат ориентиром для животного, говорящим о том, что его поведение в данный момент крайне нежелательно. Перечислим, за какие проступки наказывать собаку.

  • Непослушание – это весомый аргумент для хозяина. Если питомец не слушается, то в целях воспитания та или иная мера наказания необходима. Например, во время прогулки собака не среагировала на команду «рядом», она убежала без разрешения и неохотно откликается на зов. В данном случае хозяину уместно будет проявить твёрдость характера.
  • Кража пищи со стола. Такое поведение для домашнего питомца недопустимо, и если не пресекать его на начальном этапе, это станет нехорошей привычкой у собаки.
  • Порча имущества – одна из самых распространённых проблем с четвероногим другом у любого хозяина. Щенки грызут вещи и портят мебель во время игры. Хозяину важно продемонстрировать своё неодобрение подобного поведения, иначе велик риск лишиться всей одежды и ежедневно заниматься уборкой.
  • Сон на месте хозяина без его разрешения. Собака таким образом продемонстрирует своё доминирование, а задача хозяина в этом случае проявить лидирующее качества и указать питомцу его место посредством наказания.
  • «Поход в туалет» в доме. Собака с детства приучается хозяином справлять нужду на улице. Иное поведение считается недопустимым, хозяину важно показать питомцу, что дом – это не место, где он может заниматься подобными вещами.
  • Агрессивное поведение к кому-то из членов семьи или к самому хозяину. Это серьёзная причина для наказания. Если питомец рычит или даже пытается укусить кого-то из домочадцев, важно вовремя пресечь это поведение во избежание дальнейших негативных последствий.
Читать еще:  Как изменить деструктивное поведение собаки

Чтобы то или иное наказание было эффективным, хозяину следует помнить о некоторых нюансах.

  • Собаке нужно указывать на неподобающее поведение в момент совершения ей проступка. Спустя некоторое время питомец просто забывает о промахе, поэтому наказание окажется неэффективным. Например, хозяин приходит с работы и видит свои испорченные в коридоре ботинки. При этом щенок радостно виляет хвостом и вдруг слышит строгий тон и получает порцию негатива. Итог – приход хозяина в дальнейшем ассоциируется у питомца с чем-то плохим, поэтому в следующий раз собака не побежит радостно к двери, а просто спрячется под диваном. В данном случае момент для наказания упущен.

В этом деле важна своевременность и быстрое реагирование.

  • Наказание отменяется, как только собака прекращает вести себя плохо. Например, питомец начинает на улице лаять на кошку и собирается погнаться за ней, хозяин кричит «нельзя!» и собака моментально слушается его. В таком случае наказание для питомца окажется неуместным. Если же прекращение нежелательного поведения не будет влиять для собаки на положительный результат, и наказания всё равно не избежать, она и не будет реагировать на запрет. К тому же животному важно понимать, что наказание не будет длиться вечно, а закончится, как только прекратится её нежелательное поведение.
  • В наказании важен результат. А значит, если хозяин в итоге не победил или не довёл дело до конца, то в данном случае наказание можно считать обыкновенной стычкой, а не мерой воздействия. Часто хозяевам становится жалко своих питомцев, и они сдаются раньше времени, так и не дав осознать собаке, в какой момент она перешла границу дозволенного. При таком раскладе проступок обязательно повторится. Поэтому хозяину важно проявить твёрдость, какая бы реакция сопротивления ни была у собаки при этом. То же самое касается и остальных членов семьи. Никто из близких не должен вмешиваться в процесс наказания, «заступаясь» за питомца. В качестве исключения может стать только ситуация, если хозяин переходит допустимые рамки в своих действиях.
  • Важен чёткий алгоритм поведения хозяина. То есть плохо – это всегда плохо, а не иногда. Иными словами, если хозяин сначала похвалил питомца за определённый поступок, а в другой раз за него же наказал, собаке будет сложно сориентироваться в данной ситуации.

Основные виды и методы

Хозяину важно придерживаться определённых правил, применяя тот или иной метод наказания по отношению к собаке. Наказание должно быть строгим, но при этом не приносить вреда питомцу. Разберем, как правильно наказать животное.

«Плохая собака»

Данный способ считается самым распространённым и довольно эффективным. Хозяину нужно строго подозвать питомца к себе. Затем наклониться к нему и посмотреть в глаза, не отводив взгляд некоторое время. Если собака будет избегать зрительного контакта, можно зафиксировать её голову руками. После этого чётким и строгим тоном хозяину нужно произнести «плохой пёс!» или «нельзя!». Для собаки эти слова всегда ассоциируются с запретом, она поймёт недовольство хозяина и прекратит нежелательное поведение.

В дальнейшем пристального взгляда для питомца будет достаточно. Постепенно он научится понимать неодобрение хозяина без слов.

Наказание водой

Довольно действенный способ наказания. Хозяину можно окатить виновника водой из чашки (не из ведра!), только важно, чтобы вода была не ледяная и негорячая. Хорошо, если в доме имеется пульверизатор. Тогда нежелательное поведение питомца можно прекратить в два счёта, вернее в два «пшика».

Одиночество

Можно на некоторое время закрыть пса в комнате, ванной или на балконе. Своеобразное изгнание эффективно подействует на животное. Если закрыть собаку негде, хозяин может применить методику игнорирования, примерно 3 часа не реагируя на собачьи попытки примирения.

У питомца можно изъять любимую игрушку на время, так хозяин продемонстрирует своё лидерство, и при этом вреда животному не будет.

Часто у хозяев остро встаёт вопрос, допустимо ли бить собаку. Физический метод допустим в том случае, если вышеперечисленные способы не помогли. Болевые ощущения дадут понять питомцу, что его поведение не нравится хозяину. Но не нужно злоупотреблять этим методом наказания, иначе есть риск воспитать нервную и запуганную собаку. Шлёпнуть собаку можно сложенной газетой или веником, но не замахиваясь перед глазами у животного, чтобы не получить укус в руку.

Использовать поводок для таких целей не рекомендуется, иначе впоследствии собака просто не даст его на себя надеть перед прогулкой из-за негативных ассоциаций.

Физический метод наказания оправдан, если питомец:

  • ведёт себя агрессивно по отношению ко всем членам семьи, рычит и пытается укусить;
  • портит имущество даже после неоднократных замечаний хозяина;
  • кидается на людей во время прогулки (на улице действенным способом будет резкое одёргивание за поводок).

Если щенок укусил хозяина, нужно:

  • разжать питомцу челюсть и отойти от него;
  • строгим голосом произнести «нельзя!»;
  • при необходимости шлёпнуть питомца, при этом смотря ему в глаза;
  • можно взять собаку за холку и прижать к полу, пока она не перестанет сопротивляться.

Главное, в наказании довести дело до конца, в противном случае результата не будет.

Запрещённые способы

Цель наказания – это отучить собаку от неприемлемого поведения, а не причинить физический или психологический вред. Поэтому хозяину важно уметь не переходить границы, чтобы наказание дало положительный результат.

Есть несколько вариантов, как нельзя наказывать собаку.

  • С помощью криков. Тон должен быть строгим и уверенным, но не нужно кричать, иначе щенок вырастет трусливым, а уже взрослый питомец может среагировать агрессивно.
  • Нельзя наказывать собаку едой. Голод спровоцирует у питомца лишь обиду на хозяина, при этом эффекта от наказания не будет. К тому же лишая животное пищи и воды, хозяин подрывает здоровье своего четвероногого друга.
  • Бить собаку (кроме лёгких шлепков газетой). Особенно важно помнить об уязвимых частях тела животного – это уши и глаза. Если хозяин будет воздействовать на них физически, то непроизвольно может нанести серьёзный вред здоровью собаки.
  • Выгонять питомца из дома. Хозяин может подержать собаку в комнате или даже на балконе (но не очень долго), но на улице животное окажется не в безопасности, поэтому такой способ наказания считается не только неправильным, но и опасным.
  • Использовать специальные средства. Речь идёт об ошейниках с шипами или электрошокерах. В процессе воспитания нельзя опускаться до подобной жестокости, иначе собака просто будет бояться своего хозяина, а это не будет способствовать построению здоровых отношений.
  • Применять по отношению к собаке медикаментозные средства, чтобы подавить её активность, тоже нельзя. Такой метод никак не повлияет на воспитание питомца, к тому же может быть опасным для его здоровья.

Если собака застыла в смиренной позе – опустила голову с прижатыми ушами, перевернулась на спину, то хозяин должен перестать её наказывать. Такая поза свидетельствует о подчинении животного и признании своей вины.

Хозяину важно правильно наказывать своего питомца, чтобы тот понимал, что глава в семье – человек, и необходимо его слушаться. Но всё же главное в построении здоровых отношений с собакой – это любовь и забота. Наказание должно присутствовать в качестве горькой пилюли, но не быть чем-то будничным и регулярным. Только тогда хозяин и его четвероногий любимец будут настоящими друзьями.

О том, можно ли наказывать собаку и как это делать правильно, смотрите в видео ниже.

Источники:

http://zoo-eco.zooclub.ru/0-dom000.html
http://rfpk.ru/povedenie/korrektsiya-povedeniya-ili-perevospitanie-sobak-fragmentyi-iz-knigi.html
http://vplate.ru/sobaki/mozhno-li-nakazyvat/

Ссылка на основную публикацию